В рамках X юбилейной конференции XVIII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи состоялось пленарное заседание, посвященное теме «Лицензирование музыки». На мероприятии собрались ведущие эксперты в области интеллектуальной собственности, чтобы обсудить важнейшие аспекты лицензионных договоров и использование музыки в кино и цифровом пространстве.
Модератор дискуссии, советник юридической фирмы «Городисский и Партнёры» Илья Горячев акцентировал внимание на том, что передача прав на использование музыкального произведения зачастую представляет собой сложную задачу. «Если вид использования произведения не поименован в договоре, то право его осуществлять не считается переданным лицензиату. А ведь с годами появились способы использования, которые 30-40 лет назад нельзя было и представить, например интернет-стриминг», — отметил он.
Также Горячев поднял проблему соавторства. Нередко коллективам приходится перезаписывать старые композиции с различными участниками из-за разногласий, что затрудняет управление результатами их творческого труда. Чтобы лицензионные договоры были юридически корректными и могли выдержать судебные разбирательства, необходимо точно указывать информацию об объектах интеллектуальных прав. Однако в сфере авторского и смежного права пока отсутствует обязательная регистрация, что создает дополнительные сложности.
Решением данной проблемы может стать использование данных из общественно-государственного реестра РЦИС.РФ. Ведущий юрист этого реестра Иван Дзюба сообщил, что реестр способствует прозрачности и минимизации рисков для участников рынка. Он добавил, что свидетельство РЦИС может быть полезным правоподтверждающим документом, который хорошо воспринимается в судах и в банковской сфере.
Елизавета Юсова, руководитель по работе с партнерами российского репертуара музыкального лейбла «Студия СОЮЗ», обратила внимание на сложные аспекты договорной работы, с которыми сталкиваются музыкальные лейблы. Она привела примеры кейсов, связанных с переуступкой прав на вознаграждение и соавторством, подчеркивая, насколько важно тщательно обсуждать все детали контрактов.
Георгий Контридзе, руководитель проектов Digital IP, обозначил необходимость IP-комплаенса для современных авторов. «Важно фиксировать всё на всех стадиях создания произведения, если вы работаете над крупным или совместным проектом. Свидетельство о депонировании может стать спасительным аргументом в спорах об авторстве», — добавил он.
Помимо этого, участники обсудили широкий круг тем, включая использование искусственного интеллекта в музыкальном бизнесе, вопросы товарных знаков, сотрудничества и наследования интеллектуальной собственности. Эти вопросы становятся всё более актуальными в контексте стремительного развития технологий и изменения правил игры на музыкальном рынке.
Добавить комментарий