Аукцион Christie’s под названием «Расширенный разум» разразился скандалом, привлекая внимание общественности к проблемам, связанным с искусственным интеллектом (ИИ) в искусстве. Размещенное открытое письмо, подписанное более 6 тыс. человек, призвало аукционный дом отменить торги. Основная обеспокоенность подписантов заключается в том, что алгоритмы, используемые для создания генеративных произведений, обучаются на авторских работах художников без их разрешения, что, по их мнению, является формой эксплуатации.
Несмотря на протесты, аукцион все же состоялся, и 28 из 34 лотов были успешно проданы, общая сумма сделок составила $738 тыс. Коллекция включала разнообразные виды искусства: от живописи до графики и даже скульптуры. Примечательно, что около четверти лотов были представлены в формате невзаимозаменяемых токенов (NFT), что подчеркивает растущую популярность цифрового искусства.
Среди авторов представленных работ выделяются художница и музыкант Холли Хёрндон и ее соавтор Мэт Драйхёрст, которые, несмотря на критику, находятся в авангарде использования ИИ в искусстве. Они привлекли внимание своим проектом, который исследует взаимодействие ИИ с человеческим творчеством, и их работа была продана за $94,5 тыс. На аукционе также выставлялись работы классиков жанра, таких как Гарольд Коэн, один из первых художников, использовавших ИИ для создания искусства еще в 1960-х годах.
Особый интерес вызвал робот Александра Ребена, который в реальном времени создавал картину во время аукциона, получившую отметку в $8,190 тыс. Примечательно, что самым дорогим лотом стал видеопроект Рефика Анадола, преобразующий миллионы снимков из космоса в визуальные инсталляции, который продался за $277,2 тыс.
По мере того как технологии ИИ продолжают развиваться, возникает необходимость в новых юридических рамках для защиты авторских прав художников. Бюро по авторским правам США уже сделало шаги к признанию прав художников на произведения, созданные с помощью ИИ, однако юридические нюансы остаются сложными. Чарльз Чури, еще один участник аукциона, привел в защиту использование ИИ в творчестве: “НИ одно изображение не может быть напрямую связано с конкретным творением”.
Комментарий от Christie’s подчеркивает, что ИИ не заменяет человеческое творчество, а, наоборот, расширяет его возможности. Тем не менее, недовольство сообщества художников поднимает важные вопросы о том, как технологии ИИ меняют подход к творчеству и как обеспечить защиту прав тех, чьи работы стали основой для обучения ИИ.
Конфликт интересов между художниками и технологиями станет ключевым вопросом в будущих дебатах на рынке искусства. В то время как публика продолжает искать новые формы выражения и взаимодействия с искусством, необходимо находить баланс между инновациями и уважением к правам индивидуального автора.
Добавить комментарий