Каждый коллекционер, если коллекционирование стало для него не просто коммерцией, а подлинной страстью и знаточеством, мечтает о возможности показать собранные им сокровища миру. В какой-то степени публичное экспонирование любимых артефактов служит своеобразным мерилом уровня его собрания, причем как среди профессионалов, так и в глазах обычных посетителей. Это прекрасно иллюстрирует выставка икон из коллекции Олега Кушнирского, которая оказалась удивительно цельным собранием по художественному облику и уровню мастерства.
“Сегодня я впервые вижу коллекцию на стенах, впервые она предстала для меня и для всех здесь присутствующих во всей целостности, — признался владелец на торжественном открытии выставки. — Все эти годы иконы находились в хранилище, и даже я, зная каждую икону до мелочей, сегодня смотрю на собрание совершенно другими глазами. Я счастлив и глубоко тронут. Для меня огромная честь выставлять коллекцию в одном из лучших музеев Америки и видеть так много искренне интересующихся людей”.
Нью-йоркский коллекционер и профессиональный фотограф, до эмиграции в 1992 году работавший для частных коллекционеров и музейных учреждений, в том числе Государственного Эрмитажа, очевидно, тогда и отточил глаз на памятниках самого высокого искусства. Несмотря на то, что успешный бизнес способствовал его покупке икон, собирательство стало образом жизни для Кушнирского. Он сам составлял коллекцию, увлекшись эстетикой поздней русской иконописи, в то время, когда о ее истории еще почти ничего не было написано.
Выставка “Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского” в Музее русского искусства в Миннеаполисе представляет 50 икон, созданных в знаменитых иконописных центрах — Мстёре, Палехе, Холуе, Ветке и Гуслицах — с конца XVII до XIX века. Музей русского искусства, оставшийся единственным профильным центром в США, действует с целью популяризации русской культуры, предлагая аудитории разнообразные исследования и выставки по широкому спектру русского искусства.
Экспонируемые памятники из собрания Кушнирского не только отражают личные предпочтения владельца, но и могут стать отправной точкой для понимания развития иконописи в Америке. Он описывает свою коллекцию как “живой организм”, указывая на то, что коллекционирование связано с диалогом между произведениями искусства и их зрителями, стремящимися увидеть в них новые смыслы. Это подчеркивает важность выставок для расширения знаний и понимания русской иконописи за пределами России.
Говоря о характере коллекции, стоит отметить акцент на произведениях, которые относятся к Воскресению Христа, так как данный сюжет стал наиболее востребованным в иконописи Нового времени, продолжая применять образы, разработанные мастерами Палеха в конце XVIII века. Отрадно, что коллекция не только представлена, но и задокументирована, что подтверждает ее научное значение.
Выставка в Музее русского искусства, проходящая до 26 января, представляет уникальную возможность увидеть примеры высокого мастерства русской иконописи, которые, благодаря усилиям таких коллекционеров, как Олег Кушнирский, продолжают жить и вдохновлять аудиторию. Эта коллекция, находясь за пределами России, способствует сохранению и популяризации её культурного наследия, демонстрируя его красоту и духовную глубину. Бронирование посещения выставки уже в самом разгаре, что подчеркивает растущий интерес к такому важному компоненту русской культуры.
Добавить комментарий